Контакты

Правила игры в шашки ходы дамкой. Ничья в шашках. Сколько шашек в шашках

По моим представлениям, мы проживаем свою жизнь как детскую и «недетскую» игру: в «дочки-матери», в «любовь», в «семью», в «страсть», в «работу» и др.

Играем мы неосознанно, всегда увлеченно, но не всегда в свое удовольствие. Как будто кто-то за нас решил: как нам жить, что делать, кого любить, за что страдать.

Кто определяет правила в вашей жизни и в вашей игре? Вы «пешка» в этой игре или уже в «дамках»? Вы играете на «жизнь» и удовольствия или на страдания и ограничения?

Если вы решили, что пора начать, наконец, СВОЮ ИГРУ, вам нужно определить ПРАВИЛА своей игры, цель игры и многое другое, без чего игра, в принципе, состояться не сможет. Зачем? Чтобы выжить, выиграть и начать получать удовольствие от жизни.

На лединаре «ИГРЫ ВЗРОСЛОЙ ДЕВОЧКИ» Вы узнаете, из каких игр состоит наша жизнь и каждый прожитый нами день и с помощью каких приемов вы можете начать выигрывать.

1 занятие. Вводное. 30 минут.

Мы обсудим «что такое игра» и стоит ли наша жизнь такой «игры», как определить кто в твоей игре «ведущий», а кто «пешка». Откуда берутся правила в игре и как начать свою игру.

2 занятие. 90 минут.

Вы узнаете:

  • как создать правила своей игры
  • как вести игру по своим правилам
  • в чем особенности игры в «дочки-сыночки-матери»
  • как выйти из игры «люблю-не могу-потерять боюсь»
  • какие мыслительные установки, слова и фразы, психологические приемы помогут вам выжить и победить в навязанных вам играх

кандидат философских наук, консультант, бизнес-коуч, автор курса «Нацеленные на успех», член клуба КРОСС, ученик и последователь психологический концепций М.Е. Литвака.

Помогаю людям найти себя в бизнесе, разобраться с идеями, преодолеть страхи бизнес-старта и сложности выхода на рынок. Индивидуальное сопровождение личной эффективности предпринимателей в интересах развития бизнеса.

Более 300-х проведенных тренинговых программ, ориентированных на личностный рост, развитие предпринимательского и бизнес-мышления. Обучение в МГИМО МИД РФ, стажировки в Израиле и США. Имею сертификаты специализированных программ в области развития и продвижения бизнеса, стартап-проектов, бизнес-коучинга, развития личностных и управленческих навыков. Эксперт Премии Правительства РФ в области менеджмента.

Специализируюсь на консультировании и проведении индивидуальных и командных коуч-сессий для начинающих предпринимателей и руководителей малого и среднего бизнеса, заинтересованных в новом скачке развития, генерации новых бизнес-идей, разработки плана действий для прорыва продаж и увеличения прибыли.

Опыт консалтинговых проектов в строительном, стоматологическом, ювелирном, ресторанном, отельных бизнесах и др. Веду проекты в России, Украине, Монголии, Испании.

Записи лединаров этого тренера

Хотите узнать, как найти идею для своего бизнеса и стартовать, будучи уверенной в блистательном результате?

Я научу разбираться в сигналах или признаках в речи и в поступках «взрослого» человека, строить свои мысли и свой разговор так, чтобы поступать по-взрослому - осознанно, обдумано

Содержание

Шашки – это очень известная настольная игра для двоих участников. Как играть в шашки правильно знают единицы, и еще меньше людей осведомлено о способах, обеспечивающих гарантированную победу в любой партии. Хотя ее правила просты, их знаний недостаточно, чтобы постоянно оставаться победителем. Для этого нужно как следует попрактиковаться в применении некоторых хитростей.

Правила игры в шашки

Играть в эту настольную игру нужно на стандартном поле с количеством клеток 8х8. Общее число игровых фигур на двоих – 24, т.е. на одного участника их раздают по 12. Перед тем как их расставлять, нужно повернуть доску так, чтобы в нижнем левом углу перед участником, играющим за белые шашки, была клетка черного цвета. Используются только темные поля – на них противники расставляют фигуры.

Основная цель – полностью убрать все фигуры соперника или заблокировать их, чтобы он не мог дальше «двигаться» и у него не осталось доступных ходов. Играть нужно следующим образом:

  • Игрок, которому достались белые фигуры, ходит первым.
  • Участники перемещаются только на черные поля, то есть по диагонали, и двигаются вперед – такой способ хода называется «тихий».
  • Чтобы побить противника, ходят также, по диагонали, «перепрыгивая» через соседнюю «вражескую» фигурку, если следующее поле по той же диагонали свободно – этот тип хода называется «бой».
  • Шашка, которой бьют фигуру соперника, становится на клетку за ней, а побитую снимают с поля.
  • Фигура, дошедшая до противоположного края доски, становится дамкой (ее переворачивают или ставят сверху вторую, чтобы отличать «королеву» от простых фигур).
  • Дамка получает право перемещаться на любое количество клеток вперед или назад (но только по диагонали), а в процессе битвы она может вставать на свободный квадрат за атакуемой фигурой, если таких несколько.

Начинающие игроки часто интересуются, можно ли бить назад, играя простыми фигурами, не дамками. Здесь все зависит от разновидности шашек: одни версии предполагают, что фигуры могут ходить и бить только вперед, а другие – в две стороны, к тому же у разных по статусу пешек возможности отличаются. Для начинающих лучше всего подходит самая простая, русская версия. После небольшой практики участник при желании сможет перейти на сложный уровень, научившись играть в другие разновидности шашек.

Русские

Эта вариация основана на простых правилах, о которых рассказано выше. Что касается того, можно ли в шашках ходить назад, то русская версия предполагает такую возможность – простым фигурам разрешено передвигаться вперед и бить в любом направлении. При этом никаких ограничений на количество побитых зараз пешек нет. За один ход участник может убрать две, три и при возможности большее число фигурок соперника.

Китайские

Как играть в шашки этой разновидности? Для них предусмотрено поле, имеющее вид шестиконечной звезды, у которой на вершинах располагается от 6 до 10 фигурок. Играют в китайские шашки и вдвоем, и с большим количеством участников, до шести человек. Цель – переместить свои фишки к противоположному концу поля. Первым ходит тот, кому розданы самые яркие по цвету фигурки, а остальные делают ходы за ним по часовой стрелке.

За один ход у игрока есть возможность передвинуть одну фишку в любом направлении. При этом он может перепрыгивать через чужие фигурки, когда за ними есть свободное поле. Если за пустым квадратом есть другая фишка, ее разрешается бить за один и тот же ход. Победителем становится тот, кто первым доберется до противоположного конца поля, а другие участники при желании распределяют между собой второе, третье и последующие места.

Английские

Зная все основные правила стандартной игры, легко понять, как играть в английские шашки. Для них нужна обычная шахматная доска и по 12 фишек каждому сопернику. Расставляют их так же, как в обычной версии игры, заполняя черные клетки первых трех рядов с каждого края поля. Первый ход делает игрок с черными фишками. Простые фигуры могут ходить и бить только вперед, а назад позволяется лишь дамке и только на одну клетку.

Уголки

Эта разновидность игры ведется на обычной доске 8х8. У каждого участника по 9 фишек. Их расставляют квадратом 3х3 в первом ближнем для игрока углу поля. Как играть в уголки? Фигурки нужно перемещать на соседние клетки по вертикали или горизонтали, а еще разрешается перепрыгивать через фишки соперника, которые стоят на свободных полях, если место за ними свободно. Цель игры – первым занять угол противника.

Поддавки

Правила этой игры аналогичны тем, которые действуют в более привычной русской версии, но цель другая. Игроку необходимо заставить противника побить все его фигуры или заблокировать их, то есть специально подставлять себя под удар. Каждому участнику обязательно нужно бить все доступные для этого действия игровые фишки соперника, даже тогда, когда за один ход он может побить сразу несколько штук. Побеждает тот, кто первый освободится от всех своих фигур.

Шашки Чапаева

В них играют на обычной доске, а каждый участник в начале партии располагает восемью фигурками. Их расставляют на противоположных краях поля горизонтальными рядами, но при желании игроки могут договориться о любом другом изначальном расположении. Цель каждого – выбить все чужие фишки с доски, а делать это нужно при помощи щелчка по своей шашке. Когда игроку не удается выбить ни одной из фигурок соперника или если он теряет свою фишку, ход передается противнику.

Эта настольная игра ведется в несколько раундов. После первой партии победитель ходит первым и располагает на поле свою линию фигур на одну клетку вперед. Когда шашки становятся друг к другу вплотную, проигравший последнюю партию отступает на одну линию назад. Окончательным победителем будет тот, кому удастся перебить все шашки соперника в этом раунде.

Японские

Поле для игры в японские шашки имеет размер 19х19. Изначально у игроков неравное количество фишек – один получает 181 шт. черных, а другому достаются 180 шт. белых. Цель игры – захват и контролирование территории поля. Тот, кто займет большую площадь, чем противник, и будет победителем. Для совершения хода фишку перемещают на пересечение линий, которое называется пунктом.

Первый ход делают черные. Рядом с каждой фишкой по вертикали или по горизонтали должен быть хотя бы один свободный пункт. Когда пешка или группа полностью окружены камнями соперника, они считаются взятыми в плен и убираются из поля. За каждую захваченную фигурку и свободный пункт насчитывается по одному очку, а победитель определяется путем подсчета этих баллов.

Как научиться хорошо играть в шашки

Чтобы быстро изучить правила игры, рекомендуется потренироваться на компьютерных симуляторах. В интернете легко найти подходящий вид на свой вкус: классические, упрощенные варианты для начинающих, симуляторы с выбором уровня сложности и возможностью делать ставки на деньги и даже такие, где роль соперника выполняет анимированная девушка, с которой игрокам предлагается играть на раздевание.

Желательно выбирать игровые симуляторы, где есть возможность и вести игру с компьютером, и играть с людьми в режиме онлайн без регистрации. Первый вид поможет понять, какая общая тактика применяется для достижения победы и как выиграть партию, используя логическое мышление. Партии с настоящими участниками обеспечат необходимую реальную практику.

Как научиться играть в шашки настолько хорошо, чтобы выходить победителем если не из всех, то из большинства партий? Для этого необходима собственная стратегия. Чтобы выработать свой личный план победы и постоянно выигрывать с его помощью, нужно опираться на следующие рекомендации опытных игроков:

  • Тренируйтесь мысленно менять расположение фигур на поле исходя из планируемого хода, тем самым просчитывая развитие событий на несколько ходов вперед.
  • Старайтесь держать свои фигуры ближе к центру доски – это положение является самым выгодным для движения вперед и помогает играть, избегая блокировки.
  • Пытайтесь быстрее сделать свои фигуры дамками, передвигая их к тем зонам игрового поля, где у противника фишек меньше или они более уязвимы.
  • Насколько это возможно, подольше не передвигайте с изначального места фишки последнего ряда – это не позволит сопернику быстро сделать свои фигуры дамками.
  • Старайтесь перемещать фишки парами и компактными группами, чтобы усложнить для соперника их захват.

Как научить ребенка этой интереснейшей настольной игре? Для этого важно увлечь его процессом и тогда он легко освоит правила и совсем скоро станет полноценным соперником, который всегда будет рад поиграть даже с опытным взрослым игроком. Чтобы добиться этого, показывайте ребенку разные варианты того, как быстро выиграть, позволяя одержать победу и поддерживая дух соревнования. Так он почувствует вкус чемпионства, непременно заинтересуется процессом и будет играть с увлечением.

Если вы планируете серьезное обучение, которое позволит ребенку успешно участвовать в специализированных турнирах и выигрывать, то учить его следует с использованием другого, более ответственного подхода. Нужно заниматься правильно, с самого начала объясняя названия ходов и комбинаций, регулярно играть, подробно разбирая все хитрости и особенности, непременно используя хороший самоучитель.

Видео: секреты игры в шашки

Любому, кого интересует, как научиться играть в шашки, стоит посмотреть обучающие видеоматериалы, которые наглядно поясняют все тонкости игрового процесса. Видео поможет быстрее понять правила этого популярнейшего настольного развлечения, усвоить распространенные игровые тактики и узнать о выигрышных стратегиях, благодаря которым будет проще одержать победу.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Шашки, в некотором роде – это игра с хитростями, обманчивой простотой и необходимостью создания полноценной стратегии нападения, поэтому важен буквально каждый ход, особенно первый! Почему это так важно? Все предельно просто, ведь с умным подходом первый ход в шашках вполне может стать гарантией победной партии.

Как правильно сделать первый ход в шашках?

За какое количество ходов можно полностью «разбить» противника? Без сомнений, никто не станет специально проигрывать, но чисто теоретически «загнать врага в угол» можно уже после второго хода, что наглядно доказывает необходимость успешного старта. Рассмотрим несколько примеров.

Пример один:

  • Ход 1 — cd4 \ hg5
  • Ход 2 — bc3 — ?

Достаточно внешне посмотреть на данное положение шашек, чтобы понять, что черные автоматически подставляют себя под ловушку и существует огромная вероятность совершения хода на «de5» .

Это называется методом «крова» и актуальной проблемой новичков, так как в ближайшие ходы белые с легкостью уберут с доски минимум 1 черную шашку.

Пример два:

  • Ход 1 — ef4 \ dc5
  • Ход 2 — fe3 \ cd4

После этого у игрока, играющего за черных есть огромный шанс убрать сразу 2 шашки противника за один только 3 ход.
Ход 3 — ce5 \ fh4Но,

чтобы понять всю важность того, как нужно планировать первый ход в шашках , важно обратить внимание на тот факт, что даже после этого белые имеют огромный шанс создать жесткую ловушку для черных и добиться победы.

Например:

  • Ход 4 — ce5 \ fd4
  • Ход 5 — fg5 \ hf4
  • Ход 6 — gc3 \ ?

В результате именно удачный или правильно спланированный первый ход в шашках и подарил белым «красивую» победу всего в 6 ходов!

Другие ошибки новичков, которые совершают еще с первого хода

Кроме этого, многим игрокам свойственно попадать и в другие ловушки противника, среди которых присутствует жажда быстрой победы и дамки. Всегда важно учесть, что по своей задумке первый ход в шашках является практически ключевым во всей партии, ведь именно передние шашки не дают другим двигаться. Кроме этого, подобная задумка ограничивает количество вариантов развития событий к минимуму, а конкретней к тому количество ходов, которые профессиональный игрок может и вовсе с легкостью запомнить. Именно поэтому, важно помнить, что первый ход в шашках – это создание не только успешной тактики нападения, но и личной защиты.

20 вариантов ходовых комбинаций в шашках

Как и говорилось, существует только определенное число ходов, направить противника на которые можно с легкостью именно с первых движений. Как только он окажется на запланированном Вами сценарии – победа — это скорее вопрос личной продуманности и памяти, ведь у второго игрока останется не так и много вариантов противодействия. Всего таких комбинаций существует 20, на которые направляет первый ход в шашках с любой стороны (как со стороны белых, так и черных).

Рассмотрим многоходовую ловушку в 13 ходов, которая, так или иначе, приведет умного игрока к победе.

Ход 1 – g3-f4 \ f6-e5

По замыслу он «визуально» не предвещает приставление никакой ловушки, но это, без сомнений, не так.

Ход 2 – h2-g3 \ g7-f6

Как видно, оба игрока ведут вполне осторожный способ заманивания своего противника, что уже усложняет процесс создания ловушки в течение ближайших ходов.

  • Ход 3 – сЗ-b4 \ e5-d4
  • Ход 4 — e3:c5 \ b6:d4

Уже на данной стати заметно, что стороны реализуют свои продуманные тактики, но пока что играют полностью на равных.

  • Ход 5 — b4- a5 \ f6-g5
  • Ход 6 — d2-e3 \ d6-c5

Как не крути, белые активно играть в сторону своего проигрыша, что противник просто не может не использовать.

Ход 7 — c1-d2 \ g5- h4

Сейчас черные повели себя крайне неосторожно, но в условиях созданного расположения шашек, особого выбора у них не было.

Ход 8 — d2-сЗ \ e7-d6!

Теперь можно и разобрать то, что только что произошло. Стоит отметить, что сама данная тактика имела реальное место в профессиональной игре Е. Лысенко против Ю. Арендта и, по-своему, являться идеальным примером того, насколько важным является первый ход в шашках. Сделав всего один крайне неосторожный ход, белые уже допустили сознательное поражение и все дальнейшие ходы будут исключительно для создания финальной точки встречи. По-своему, Ю. Арендт подобным ходом допустил ужаснейшую ошибку свойственную даже профессионалам.

  • Ход 9 – cЗ:e5 \ h6:g5
  • Ход 10 — f4:h6 \ d6:d2
  • Ход 11 — e1:c3 \ c5-b4
  • Ход 12 – aЗ:c5 \ c7-b6
  • И финальный 13 ход — a5-c7 \ b8:d2X

Завершение и итог

На основе всего этого можно с уверенностью сказать, что первый ход в шашках, как и сама игра, намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому, чтобы не предпринимал противник, крайне важно трезво оценивать все его возможности и если же подойти к игровому процессу с умом – добиться полного поражения противника можно будет за минимальное количество ходов. Главное помнить, что спешить делая необдуманные ходы определенно не стоит, а вот правильно обдумывать свою тактику обязательно нужно!

Ну и, напоследок помните, что добиться полного познания всех хитростей шашек за день определенно нельзя, но вот учится можно, что и стоит делать в целях собственного совершенства.

06/10/2011
Вот и кончилось лето... За это любимое нами время в нашем ассортименте произошло огромное множество изменений, вывесить которые на сайт просто не дошли руки. Сейчас в офисе намного комфортнее, чем на улице, - это поможет нам все необходимые новинки доразместить. А сегодня хотим...
25/02/2011
В преддверие весны с её непременным ощущением близости тепла и отдыха, выездов на дачу и поездок в отпуск мы в спешном порядке ввели в свой ассортимент несколько различных коплектов шахмат на дубовых досках, размерами 33*33 см. Именно этот размер в березовом исполнении по отзывам...
13/12/2010
Вот и Новый год не за горами. А за ним череда выходных, продолжающаяся аж до 10 января. Где встретить Новый год? С кем? А главное, - чем заняться в длинные новогодние каникулы? Мы верим, что Новый год, - праздник объединяющий людей. А значит встречать его будут в компаниях. А значит и...

Правила игры в шашки

Правила игры Русские шашки.


В игре участвуют 2 игрока, каждый из них в начале игры имеет по 12 шашек (у каждого игрока комплект шашек своего цвета стандартно белые и черные). Игра ведется на стандартной шахматной доске (8x8) повернутой так, что бы перед игроком играющим белыми в левом нижнем углу клетка (поле) была черного цвета. В процессе игры используются только 32 поля (черного цвета).

В начальной позиции шашки занимают по 3 горизонтали с каждой стороны.



Играющий белыми ходит первый, далее поочередно по одному ходу за раз. Шашки бывают двух типов: простые и дамки. Дамка обычно обозначается либо двумя шашками, поставленными друг на друга, либо перевернутой шашкой.



На этой картинке изображено различие обозначений простых и дамок, - на полях a1, e3 расположены белые простые, на полях h8, g7 белые дамки, на полях a5, h4 черные простые, на полях b8 и h2 черные дамки. Простая (в начальной позиции все шашки являются простыми) становится дамкой в случае достижения в процессе игры последней, относительно игрока ее "владельца", диагонали.



Белая простая g7 следующим ходом может стать дамкой, пойдя либо на поле h8 либо на поле f6.

Простая может ходить двумя способами:

а) тихий ход - передвижение простой вперед по диагонали на любое свободное соседнее поле (назад тихий ход не осуществляется),



например: в начальной позиции белая простая e3 может пойти на f4 или на d4, в то время как простая a3 имеет только один вариант на b4;

б) бой - при котором простая может перепрыгнуть (ударить, съесть) через простую или дамку соперника, находящуюся на соседнем поле по диагонали, при условии что следующее по той же диагонали поле свободно.



На картинке белая простая может побить в четырех направлениях на с1, g1, c5, g5.

В случае если после боя бьющая шашка имеет возможность побить еще, то бой следует продолжать (бой может осуществляться в любых направлениях с учетом ограничений описанных в пункте 2)



На картинке белая простая может побить в двух направлениях либо e3:c5:e7, либо e3:g5. После боя "битые" шашки соперника снимаются с доски.

Простая в процессе боя достигнувшая последней диагонали становится дамкой и при возможности продолжает бой как дамка, по правилам боя для дамок.



На картинке белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле f6 либо g5 либо h4 при этом превратившись в дамку,



на этой иллюстрации белая простая b6 может побить 2 шашки окончив бой либо на поле g5 либо h4 при этом тоже превратившись в дамку).

Ход дамкой также может быть двух типов:

а) тихий ход - двигаться в любом направлении по диагонали, на любое количество полей (только в одну сторону за раз)



Белая дамка может ходить в четырех направлениях на любое из полей g1, c1, d4, c5, b6, f2, d2, f4, g5, h6);

б) бой - при котором дамка, может перепрыгивать через любую простую или дамку соперника находящуюся в любом направлении от бьющей дамки по диагонали, если за ней (простой или дамкой соперника) по диагонали есть свободное поле. Если за бьющейся шашкой в направлении боя есть несколько свободных полей подряд, то бьющая дамка может занять любое из них. Если с одного или нескольких этих полей можно продолжить бой, либо в том же направлении либо перпендикулярно ему то необходимо это сделать по одному из направлений (на выбор) и так далее



У белой дамки есть выбор из трех вариантов боев g1:e3:c1, g1:d4:g7, g1:d4:h8.

После боя дамкой "сбитые" шашки соперника также снимаются с доски.

Если при ходе одного из игроков есть возможность совершить несколько различных тихих ходов и ни одного боя, то игрок может выбрать любой из вариантов (В начальной позиции у белых есть 7 вариантов тихих ходов, и они могут выбрать любой).

В случае если при ходе одного из игроков есть возможность совершить бой и еще несколько тихих ходов, то необходимо бить.



Сделаем пару ходов из начальной позиции с3 - d4, b6 - c5 - теперь белым обязательно необходимо бить d4: b6.

Если есть несколько различных боев и несколько тихих ходов, то нужно выбрать любой из боев.



Ход черных и им необходимо выбирать из двух боев a7: c5 или c7: a5.

Если ход был сделан не по правилам, то необходимо сделать ход заново по возможности той же шашкой.

2. Ограничения.

В процесс боя шашки снимаются после окончания хода (турецкий удар)



Здесь у белых есть замечательная возможность выиграть 1.b2-c3 черные должны бить 1… a5:e1:g3:e5 и все шашку d4 бить нельзя, после чего белые бьют 2. d4:f6:d8:a5 с выигрышем.

Шашку нельзя бить больше чем один раз


Тут изображена позиция, в которой у белых есть несколько вариантов боя: e1:c3:a5; e1:c3:e5:g3:e1; e1:g3:e5:c3:e1; e1:g3:e5:c3:b4, однако все шашки соперника за один раз e1:c3:e5:g3:e1:a5 белые побить не могут, поскольку в этом варианте шашка d2 бьется дважды, а это запрещено.

3. Цель игры.

Побить или запереть (при ходе соперника у него есть шашки, но они не могут совершить ни одного хода) все шашки соперника. Если этого не удается достичь ни одному из соперников, то присуждается ничья.

4. Нотация и условные обозначения.

Каждое поле на шашечной доске имеет свое обозначение. Для этого горизонтальные ряды получают номера от 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, а вертикальные ряды обозначаются латинскими буквами a, b, c, d, e, f, g, h. Поле, находящееся на пересечении вертикали d и горизонтали 4 обозначается как d4. По аналогичной схеме даются обозначения всем полям на доске.



Тихий ход шашкой с поля c3 на поле d4 будет записан как с3-d4 или cd4 (сокращенная запись),



бой же обозначается так e3:c5:e7 или e3:e7 или e:e7.

Запись 11.a3-b4 d6-e5 означает, что на 11-м ходу белые пошли a3-b4, а черные ответили d6-e5

P.S. В последнее время соревнования по русским шашкам проводятся по двум вариантам - классические русские шашки и т.н. турниры с выборочным жребием.

Второй вариант предполагает наличие официально утвержденного списка начальных 2-3 ходов (а также вариант, когда по одной шашке каждой стороны в начале партии занимают какое-либо иное положение - "летучие" шашки). Перед партией (или микро- матчем) соперники жребием определяют номер дебюта или начальной позиции. Данный вариант настольной игры разрабатывался ведущими российскими гроссмейстерами с целью "оживить" игру и избежать предполагаемой "ничейной смерти" русских шашек, где теоретические разработки достигли критического порога. Список дебютов и позиций, применяемых в таких турнирах, постоянно пересматривается и утверждается РФШ раз в два года.

Диагональные шашки.


Правила полностью совпадают с правилами русских шашек, но отличается начальная расстановка.



80-клеточные шашки.


Правила аналогичны русским шашкам, но доска имеет ширину 10 клеток, а высоту 8.

Русские башни.


Правила игры совпадают с шашечным правилами, но отличаются тем, что побитая шашка противника не снимается с доски, а забирается под бьющую башню, причем, если бьется башня, то с нее снимается только верхняя шашка! Если бьются несколько шашек противника, то они забираются одна за другой и на конечном поле образуется "башня" ("столб"). Башня передвигается вся сразу и ходит по правилам своей верхней шашки, как простая либо дамка. Башня, как и одиночная шашка, может проходить в дамки, причем дамкой становится только верхняя шашка. При взятии башни с нее снимается одна верхняя шашка, а находящаяся под ней шашка вступает в права в соответствии со своим цветом. В результате игрок может освобождать свои шашки, захваченные ранее противником, причем ранее сбитая и впоследствии освобожденная дамка в дальнейшем является простой

Международные шашки.

Игра ведется на доске 10х10 клеток. Шашки занимают первые четыре ряда с каждой стороны, располагаясь на темных клетках.

Противники ходят поочередно, перемещая шашки своего цвета. Обычная шашка (в начале партии все шашки обычные) может совершать два типа ходов:

Тихий ход - перемещение шашки на одно поле вперед по диагонали. Согласно правил игры, тихий ход возможен, если соответствующее поле свободно и нигде на доске не требуется выполнить взятие шашки соперника.

Взятие шашки противника - перемещение шашки на два поля вперед или назад по диагонали, перепрыгивая при этом через шашку противника, которая затем снимается с доски (простая шашка может бить назад).

В международных шашках, в отличие от русских, при бое простой шашкой через "поле превращения" (одно из полей дальней от игрока горизонтали) она не превращается в дамку, и продолжает бой по правилам простой.

Когда обычная шашка достигает последней горизонтали она становится дамкой. Дамки способны перемещаться на произвольное количество полей по диагонали, причем как вперед, так и назад.

По правилам игры в международные шашки - взятия шашек противника обязательны. Если после взятия одной, есть возможным побить ещё одну шашку соперника, взятие продолжается. Если существует несколько вариантов битья, бить необходимо максимально возможное количество шашек.

В международных шашках выигрывает тот, кому удалось уничтожить или заблокировать движение всех шашек противника.

Шашки - уголки.

Игра ведется на доске 8х8. Каждый игрок имеет по девять шашек, которые располагаются в форме квадрата 3х3 в первом ближнем (для каждого) углу доски. В настольной игре уголки шашки ходят на одну клетку, соседнюю по горизонтали или вертикали, или прыгают через фишку, которая стоит на соседней (по горизонтали или вертикали) клетке, если за ней место свободно. В шашки уголки выигрывает тот кто первым займет угол противника.

Шашки - поддавки.

Правила игры в шашки-поддавки аналогичны правилам в русские или международные шашки, только цель игры - поддать или запереть все свои шашки.

Чеккерс.

Чекерс (Checkers) - самая популярная в США настольная игра. Правила игры в Чекерс очень похожи на правила игры в русские шашки, но имеют следущие отличия:

Простая шашка не может бить назад;

Дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;

Бить можно произвольное количество шашек.

Как играть в русские шашки?

1.1. Шашечная доска

Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и темных (светло-коричневых) полей.

Игра ведется только по темным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось темное угловое поле.

В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:

Иметь игровую поверхность от 40 до 45 см;

Поверхность доски не должна быть блестящей, она должна быть матовой;

Чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.

1.2. Наименование диагоналей шашечной доски

картинка

Косой ряд полей от одного края доски до другого образует диагональ.

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край - верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из 8 черных полей и пересекающая доску слева направо, называется большой дорогой.

Две диагонали (по 6 полей в каждой), лежащие по обе стороны большой дороги, и две диагонали (по 3 поля в каждой), соединяющие первые но концам образуют тройник. Большие диагонали тройника соответственно называются нижним и верхним тройником, малые - нижним и верхним тройничком.

Две диагонали, пересекающие большую дорогу и тройник (по 7 полей в каждой), составляет двойник. Они называются нижним и верхним двойником.

Следующие за двойником две диагонали (по 5 нолей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по 4 поля в каждой) образуют косяк. Соответственно они носят названия нижний и верхний косяк, нижний и верхний косячок.

1.3. Шашки

Партнерам перед началом игры предоставляется по 12 шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - черных. Шашки расставляются на черных полях первых трех горизонтальных рядов с каждой стороны.

Шашки должны отвечать следующим требованиям:

Все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;

Их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм;

Толщина шашки должна равняться 1/4 или 1/5 ее диаметра;

Все белые и черные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;

Они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с полями шашечной доски.

1.4. Ходы шашек и дамок

1.4.1. Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

1.4.2. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки - простые.

1.4.3. Простая ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.

1.4.4. Если в процессе игры шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку, получая новые права. На доске у каждой стороны одновременно может быть по несколько дамок. Дамки обозначаются сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую.

1.4.5. Дамка, в отличие от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

1.4.6. Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки или дамки с одного поля на другое отнял от нее руку.

1.4.7. Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

1.4.8. Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку или дамку на другое поле, но не отнял от нее руку, он вправе переставить эту шашку или дамку на любое возможное для них другое поле.

1.4.9. Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: "поправляю". Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.

1.5 Взятие

1.5.1. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

1.5.2. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

1.5.3. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.

1.5.4. Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.

1.5.5. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.

1.5.6. Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

1.5.7. После завершения взятия согласно п.п. 1.5.5. и 1.5.6. взятые шашки соперника затем снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.

1.5.8. В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки или дамки через собственные.

1.5.9. В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить шашку или дамку через одну и ту же шашку (дамку) соперника более одного раза.

1.5.10. Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на поле взятия и затем на конечное поле.

1.5.11. Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании передвижения шашки или дамки отнял от нее руку.

1.5.12. Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.

1.5.13. Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.

1.5.14. При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простые), предоставляется берущему.

1.5.15. Если простая при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

1.5.16. Если же простая достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

1.6. Шашечная нотация и запись партии

1.6.1. Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски. Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей - малыми латинскими буквами от "а" до "h" (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении - "а", "бэ", "це", "дэ", "e", "эф", "же", "аш"). Буквой "а" обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего черными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.

Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.

1.6.2. Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые: а1, а3, b2, с1, с3, d2, е1, е3, f2, g1, g3, h2 (12); черные: a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).

Для записи хода шашки или дамки обозначают сначала поле, на котором шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.

При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.

Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.

1.7. Цель игры

Для каждой из сторон конечной целью является выигрыш либо ничья, в зависимости от задач, которые ставит перед собой игрок в данной конкретной партии.

1.8. Выигрыш партии

1.8.1. Выигравшим партию признается тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник:

Признав свою позицию проигранной, заявил о том, что сдается;

Не сможет сделать очередной ход;

Не имеет ни одной шашки;

Не успел сделать установленное количество ходов за определенное время.

1.9. Ничейные окончания

1.9.1. Партия считается закончившейся вничью в таких случаях:

По взаимному согласию оппонентов (один из участников предлагает ничью, а другой ее принимает это предложение);

При невозможности выигрыша ни одного из соперников;

Если участник, имея в окончании партии три дамки (и более) против одной дамки противника, своим 15 ходом (считая с момента установления соотношения сил) не возьмет дамку противника;

Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

* в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов,
* в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов,
* в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов.

Если участник, имея в окончании партии три дамки, две дамки и простую, дамку и две простые, три простые против одинокой дамки, находящейся на большой дороге, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции;

Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;

Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

1.9.2. Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

Если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью;

Если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью. Если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции;

Не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим;

Требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т. е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода;

Правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление. Если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается

Если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение.

1.9.3. Участник может предложить ничью в тот момент, когда он только что передвинул шашку или дамку. Предложив ничью, он пускает часы партнера. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: "предлагаю ничью", "согласен", "не согласен",- и не оговариваются никакими условиями. Последний может принять предложение или отклонить его словесно либо ответным ходом.

1.9.4. Если игрок предлагает ничью, когда идут часы его партнера, обдумывающего свой ход, последний может согласиться или отклонить его предложение. Игрок, предлагающий ничью, таким образом, должен быть предупрежден арбитром.

1.9.5. Если игрок предлагает ничью, когда идут его часы, партнер может принять предложение, отклонить его или отсрочить свое решение, пока он не увидит ход играющего.

1.9.6. Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может вторично предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Понравилась статья? Поделитесь ей