Контакты

Русская игра с итальянскими корнями. Лото и домино – самые семейные игры! Как играть в лото правила детское

Как правило, родители, обеспечивая свое чадо игрушками, старательно выбирают такие, с которыми малыш может заниматься самостоятельно. Не обделяются вниманием и развивающие игрушки , а вот настольные игра - частенько. При этом отрицать необходимость совместных игр детей и взрослых никто не берется, однако многие родители не уделяют большого внимания таким совместным играм. Наиболее популярные среди них – это лото и домино. Как не крути, а играть в них нужно как минимум вдвоем. Практика показывает, что самыми интересными и веселыми получаются игры в лото и домино, если в них принимают участие кроме ребенка (ну или детей) оба родителя. Забыв на полчаса обо всех своих домашних и не домашних делах и посвятить немного времени только общению с семьей, можно не только отдохнуть, но и подзарядиться положительной энергией.

Итак, детское лото . Правила игры в него, конечно, гораздо проще, чем в обычном «взрослом» русском лото. В набор обычно входят большие картинки с изображениями и такие же изображения на маленьких карточках-фишках. Участникам раздаются большие карточки, а ведущий из коробки одну за другой достает маленькие, называя изображенные на них объекты. Понятно, что обычно ведущий наравне со всеми принимает участие в игре. Игрок, обнаруживающий названный объект на своей большой карточке, забирает фишку с таким же рисунком, закрывая на карте соответствующее место. Первый, у кого все изображения карточки оказываются закрытыми фишками, побеждает. Если игроков больше двух, то игра продолжается дальше, до тех пор, пока не останется один проигравший.

Разнообразие вариантов детской игры «Лото» множество – от классических с овощами и фруктами, животными и растениями, техникой и бытовыми предметами до обучающих с количествами, геометрическими формами, буквами и цифрами. Отличаться эти игры могут и материалом, из которого изготовлены. Наиболее приятные в обращении и практичные – деревянные лото. Рисунки ни дерево наносятся обычно грамотно и не стираются даже при намокании. Пластмассовые лото чуть менее удобны, особенно если рисунки нанесены на бумагу, а уже бумага наклеена на пластмассу. Она легко отрывается, порой, даже не намокнув. Наименее долговечные лото картонные, они также неудобны из-за того, что фишки сдвигаются во время игры с большой карточки – один неосторожный задумчивый выдох и все картинки приходят в движение.

На большинстве упаковок с лото указывается возраст, для которого предназначена игра от двух лет. На практике можно начать использовать лото в игре с полутора лет и даже с года. Для этого игру упрощают и ограничивают число участников двумя – ребенком и родителем. Задача малыша – выбрать одну большую карточку, а из кучи карточек-фишек выбрать нужные и разложить по местам. Для этого мало просто поставить задачу. Маленького ребенка необходимо заинтересовать, поэтому можно предложить поселить всех по своим домикам (если изображения конкретного лото это позволяют сделать). Для детей постарше – пяти и шестилетних игра в обычное детское лото может показаться скучной, поэтому для них можно придумать усложненный вариант. Например, называя очередной объект, можно озвучить только его общее название, а дети должны уточнить, опираясь на изображения в своих карточках, полное имя (в игре лото с фруктами назвать, например не «клубника», а «ягода», а участники уточняют «смородина?», «вишня?»).

Игра в лото не только знакомит ребенка с окружающими его в повседневной жизни предметами, животными, растениями, а в усложненных вариантах и с абстрактными понятиями, но также развивает внимание и усидчивость.

Игра в детское домино не менее, а подчас даже более увлекательна, чем лото. Ее преимущество в том, что не нужны большие карточки. В набор входит обычно 28 фишек, как и во взрослом. Обычно они помещаются в небольшую коробочку, что очень удобно при транспортировке, а для самой игры кроме фишек домино необходима лишь сравнительно ровная поверхность.

Правила игры в детское домино просты. Игрокам раздается по шесть фишек (если участников меньше, их количество можно увеличить до семи). Первым делает ход тот игрок, у которого оказывается фишка с парным изображением. Все участники по очереди выкладывают свои фишки таким образом, чтобы изображение на крайней совпадало с изображением на фишке игрока. Если у игрока не оказывается нужной фишки, он может воспользоваться фишками банка. В случае, когда и в банке они заканчиваются, такой участник пропускает ход. Победителем игрок, у которого быстрее всех закончились фишки.

Как и лото, игра домино обычно посвящается конкретным предметам – фруктам, ягодам, растениям, героям мультфильмов и сказок, различным машинам: автомобилям, самолетам и прочей технике. Взрослым вариантом домино с точками любят играть и дети, но уже чуть более старшего возраста. На обычных домино хорошо разбираться с понятием «количество». Играть в домино могут и совсем маленькие ребятишки, начиная с годика. При этом они обычно любят выкладывать тропинки из фишек, строить заборчики или башенки, складывая стопки. В этом случае лучше внимательно отнестись к материалу, из которого фишки изготовлены. Как и для лото, очень хороши деревянные домино. Их легко ставить на любую сторону – с пластмассовыми это может не получиться, на них, как правило, выступают швы. Картонные домино продаются не часто - из-за своей непрактичности они мало популярны.

И лото, и домино в детском исполнении являются прекрасными вариантами для совместной игры, особенно с родителями. Знакомство с названиями элементарных предметов происходит быстро и легко, а про каждый объект на карточках и фишках, если в игре участвует взрослый, можно рассказать небольшую историю или привести несколько интересных фактов. Более вариабельное в плане возможных вариантов игры детское лото часто становится излюбленной во многих семьях. Практичные родителя своим взрослеющим детям могут приобретать более сложные игры из серии лото, например географическое (очень популярное в 70-80 гг). Совместные игры, в том числе и лото с домино, в первую очередь способствуют поддержанию теплой семейной атмосферы, и можно не сомневаться, что если вы со своими детьми частенько засиживаетесь за игрой до позднего вечера, то и их дети, а ваши внуки эти увлекательные занятия не обойдут стороной.

Провести время с ребенком весело и с пользой поможет лото для детей – увлекательная настольная игра с соревновательным элементом, которая тренирует внимание и память. Правила довольно просты, поэтому приглашать принять участие можно малышей и 2-3 лет. А крохи до 2 лет с удовольствием поиграют с бочонками или фишками, развивая при этом мелкую моторику. Предлагаем узнать об этой игре поподробнее.

Что это такое?

Лото для малышей представляет собой ряд карточек (каждая из них – отдельное игровое поле) и фишек, содержащих какой-то рисунок. Сама забава очень похожа на привычное многим русское лото, однако вместо рядов цифр в клетках карточки нанесены изображения (фруктов, зверей, сказочных предметов), которые совпадают с картинками на фишках.

Фишки отличаются разнообразием, могут быть изготовлены из разных материалов – картона, пластика, дерева.

Польза

В чем же преимущества этой настольной игры, чему она учит малышей? Прежде всего, дети действительно получают удовольствие, особенно если игровой процесс проходит в веселой и непринужденной атмосфере. Но есть еще немало положительных моментов.

  1. Благодаря карточкам происходит развитие кругозора (можно выбрать варианты с иллюстрацией объектов животного и растительного мира и попутно рассказывать крохе о них пару интересных фактов).
  2. Работа с фишками помогает улучшить мелкую моторику, что положительным образом скажется на развитии речи крохи, ведь мозговые центры, отвечающие на движения пальцев и речевые навыки, напрямую взаимосвязаны.
  3. Ребенок учится моделировать игровую ситуацию, просчитывать вероятность победы, принимать решения. И при этом даже не догадается, что получает важный жизненный урок.
  4. Совершенствуется внимание, память, наблюдательность.
  5. В дальнейшем, используя карточки с цифрами, можно будет закрепить знания ребенка по счету до ста.

Купить интересующий вариант игры можно в магазинах (к счастью, современные производители предлагают массу вариантов на любой вкус), а можно и сделать своими руками.

Виды

Существует огромное количество разновидностей детского лото, поэтому несложно учесть предпочтения и интересы каждого конкретного малыша. Для самых маленьких предлагаются карточки с небольшим числом клеток и элементов. Так, есть карточки и фишки с изображениями героев сказок, животных, овощей и фруктов. Они подойдут для деток до 4 лет. А вот геометрические фигуры, цифры помогут повторить важный материал в ненавязчивой форме ребятами среднего и старшего дошкольного возрастов.

Есть и иные развивающие варианты. Например, познакомить детей с профессиями поможет набор, в котором игровые поля посвящены какой-то из них, а фишки представляют собой различные атрибуты (например, термометр и шприц относятся к врачу).

Правила игры

Итак, как же играть в детское лото? Организовать игровое соревнование можно вдвоем (например, родителю и малышу), но можно пригласить и большее количество участников (как правило, до 6).

Суть проста:

  1. Каждый игрок получает свою карточку.
  2. Ведущий достает из коробки одну из фишек, при этом подглядывать он не должен.
  3. Игрок, на поле которого находится объект, совпадающий с фишкой, забирает ее себе и помещает на поле.
  4. Ведущий извлекает вторую фишку и показывает ее играющим. Ребенок, у которого на карточке есть соответствующий элемент, забирает его себе.
  5. Победителем становится тот, чье игровое поле будет закрыто фишками первым.

Таковы правила игры. Как видим, забава очень похожа на привычное нам русское лото, только вместо номеров – веселые картинки. При этом ведущий может и сам принимать участие в игровом процессе, важно только, чтобы дети верили в его честность.

Своими руками

Дополнительное преимущество детского лото состоит в том, что его можно изготовить своими руками, при этом несложно сделать слоговое лото или же красочный вариант с картинками. Чаще всего в качестве материала используется плотный картон. Однако при возможности можно сделать и пластиковые фишки. Для придания особого интереса элементы лучше поместить в мешочек и доставать из него.

Самый простой вариант – подобрать в интернете подходящие картинки и распечатать их на цветном принтере в двух экземплярах: один станет игровым полем, второй нужно разрезать на квадраты – это будут фишки.

Кроме того, родители, обладающие некоторым умением рисовать, могут проявить фантазию и изобразить на игровой карточке что угодно – геометрические фигуры, овощи или фрукты, цифры или слоги. А затем изобразить эти же самые объекты на другой карточке, которую затем разрезать на отдельные квадраты.

Но если хочется предложить малышу нечто более сложное, чем треугольники и круги, то можно напечатать необходимые картинки.

Таково детское лото, веселая и полезная забава для детей всех возрастов. Обязательно предложите такое соревнование своему малышу!

Наталья Фотина
Варианты использования детской стандартной игры «Лото. Мир вокруг»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОТО . МИР ВОКРУГ »

Дети от 3-х лет

ЦЕЛЬ : Закрепить знания об окружающем мире. Учить детей соблюдать правила во время игры .

Правила игры : В игре могут принимать участие до 4 человек. Фишки складываются в мешочек, игрокам раздают карточки. Ведущий достает фишки из мешка, а игроки накрывают ими совпавшие картинки. Выигрывает тот , кто первым накроет фишками все картинки.

К стандартной всем знакомой игре «Лото . Мир вокруг » были разработаны множество вариантов .

№ Игровые действия Развитие психических процессов Цели, задачи, образовательной программы Виды деятельности

1. Лото в картинках №1

(Карты детям, ведущий вынимает фишки и называет их. Выигрывает тот , кто первым заполнит карты). Память, внимание, стремление детей освоить правила игры , желание стать победителем. Закреплять знания детей об окружающем мире. Учить детей соблюдать правила во время игры . «П» , «С-К»

2. Лото в картинках № 2 (слух) .

(ведущий не показывает фишки, а только называет изображенные на них предметы). Внимание, произвольность психических процессов, слуховое восприятие и память, стремление освоить новые правила игры . Закреплять знания детей об окружающем мире. Учить детей соблюдать правила во время игры . «П» , «С-К»

3. «Чего не хватает»

(фишки выкладываются изображениями вверх, ребенок отворачивается, а ведущий убирает одну фишку). Внимание, зрительная память, кратковременная память. Учить запоминать местоположение и изображение фишек в игре. «П» , «С-К» , «Р-Р»

4. «Живое – неживое»

(ведущий показывает фишки, ребенок классифицирует как «живое» , «неживое» ). Внимание, мышление, речь, быстрота реакции. Учить классифицировать на живые и неживые объекты природы. Учить сравнивать. «П» , «С-К» , «Р-Р»

5. Классификация фишек

(животные, растения, насекомые, люди) . Внимание, память, мышление. Закрепить знания о животных, растениях. Учить переносить полученные знания в игре. «П» , «С-К»

6. «Посмотри и запомни - что спряталось?»

(использовать карточки , закрывать фишками) Зрительная память, внимание, наблюдательность. Воспитывать товарищеское уважительное отношение к сверстникам. Соблюдать установленные правила . «П» , «С-К»

7. «Составь пары из фишек»

(по ассоциациям, по схожим признакам, по установленным связям между 2-мя элементами). Память, внимание, наблюдательность, сравнение, обобщение, аналогии. Закрепить знания об окружающем мире. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по признакам, развивать речь. Учить соблюдать правила игры . «П» , «С-К» , «Р-Р»

8. «Кто быстрей закроет свою карточку»

(карточки и фишки : все фишки разложены картинками вверх, карточки - по 1 у ребенка. Задание – каждый ребенок за определенное время должен из всех фишек сам выбрать только свои и закрыть ими карточку). Память, внимание, быстрота реакций, сосредоточенность. Учить детей четко выполнять алгоритм действий в игре, следовать ему. Создание условий для расширения знаний об окружающем мире. Воспитание уважительного отношения к сверстникам. «П» , «С-К» , «Р-Р»

9. «Придумай сказку!»

(использовать несколько фишек - придумать им «встречу» , «разговор» , «взаимодействие» ). Внимание, память, творчество, речь, фантазия. Воспитание творческого подхода к игре. Учить детей самостоятельно выстраивать речевые высказывания. «П» , «С-К» , «Р-Р»

10. «Расставь по росту!»

(выбрать из всех фишек изображения животных, расставить их в порядке возрастания их роста , величины). Внимание, память, мышление, речь. Мыслительные операции : сравнение, обобщение. Закрепить знания детей о животных. Развитие логического мышления. «П» , «С-К»

11. «Составь пары – кто что ест?»

(использовать фишки , выбрать из них те, из которых можно составить пару : кто что ест). Наблюдательность, внимание, память, логика. Закрепить знания об окружающем мире. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по признакам, развивать речь. Учить соблюдать правила игры . «П» , «С-К» , «Р-Р»

12. «Что лишнее?» или «Найди ошибку?»

(из ряда животных найти фишку, которая является чем-то другим) . Наблюдательность, внимание, память, анализ, синтез. Воспитывать умение самостоятельно решать проблемные игровые задачи. Воспитание в игре целеустремленности. «П» , «С-К»

13. «Сравни карточки»

(на какой больше растений, животных и т. д.) . Наблюдательность, память, сосредоточенность. Развивать умение сравнивать предметы, формировать обобщенные представления о предметах, развивать речь. Учить считать предметы, сравнивать по количеству. «П» , «С-К» , «Р-Р»

14. «Звучащие картинки»

(Выбрать те фишки, в названиях которых слышен звук [а]) . Слуховая память, внимание, наблюдательность, фонематический слух, восприятие звука. Развивать речь детей, пополнение словарного запаса детей. Учить осознанно, относиться к выполнению правил игры . «П» , «С-К» , «Р-Р»

15. «Кто на карточках самый – самый»

(самый длинный, самый тяжелый, самый легкий, самое длинное (короткое) название). Внимание, память, наблюдательность, стремление освоить новые правила игры . Развивать интерес к различным видам игр, учить соблюдать правила игры . Расширять представления об окружающем мире, учить сравнивать объекты по их характерным признакам. «П» , «С-К» , «Р-Р»

Публикации по теме:

Детский костюм в ДОУ: классификация, варианты использования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №24 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза.

Дидактические игры своими руками для детей 2-3 лет Детское лото Цель: развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста. Упражнять.

Игры и упражнения на развитие лексико-грамматических категорий для использования на индивидуальных и подгрупповых занятиях Игры и упражнения, которые можно использовать как на индивидуальных занятиях, так и подгрупповых. Применение игровых приемов на развитие.

МАДОУ «Центр развития ребенка детский сад № 30» г. Кунгур Пермский край Воспитатель старшей группы Жарникова Марина Анатольевна Конспект.


Детское лото - настольная игра, которая подарит пользу, незабываемые впечатления и положительные эмоции. Про важность совместных игр детей и взрослых знают все, однако многие родители не уделяют особого внимания такому досугу.

Купив детское лото в интернет магазине детских товаров , вы существенно разнообразите не только досуг своего ребенка, но и семейные вечера, долгую дорогу или свободное время в путешествии. Забыв на полчаса о домашних и рабочих делах и посвятив немного времени общению с семьей, можно не только отдохнуть, но и подзарядиться положительной энергией.

В настоящее время в продаже имеется множество видов детского лото: со сказочными героями или с изображением групп предметов («Животные», «Птицы», «Еда», «Овощи», «Фрукты»). Детям постарше можно предложить лото с геометрическими фигурами, буквами или цифрами. Обучение во время игры, непринужденная обстановка, позитивный настрой помогает детям легче усваивать и запоминать новое.

Правила игры в детское лото

Как правило, количество играков колеблется от 2 до 6 человек, что также зависит от количества карточек в наборе.

Правила игры в детское лото, конечно, гораздо проще, чем в традиционном «взрослом» варианте. В набор обычно входят большие картинки с изображениями и маленькие карточки-фишки с идентичными картинками.

Участникам раздаются игровые карты, а ведущий из коробки одну за другой достает маленькие, называя изображенные на них объекты. Обычно ведущий принимает участие в игре наравне со всеми. Игрок, обнаружив названный объект на своей игровой карте, забирает фишку с таким же рисунком, закрывая ею соответствующее место на карте.

Первый, у кого все изображения на игровой карте оказываются закрытыми фишками, побеждает. Если игроков больше двух, то игра продолжается дальше, до тех пор, пока не останется один проигравший.

Разнообразие вариантов детской игры «Лото» множество - от классических с овощами и фруктами, животными и растениями, техникой и бытовыми предметами до обучающих с количествами, геометрическими формами, буквами и цифрами.

Материал детского лото

  • Наиболее приятные в обращении и практичные - деревянные лото. Рисунки ни дерево наносятся обычно грамотно и не стираются даже при намокании.
  • Пластмассовые лото менее удобны, особенно если рисунки нанесены на бумагу, которая наклеена на пластмассу. Она легко отрывается, порой, даже без намокания.
  • Недолговечное и не очень удобное в пользовании лото из картона - во время игры фишки могут сдвигаться с игровой карты - один неосторожный задумчивый выдох и все картинки приходят в движение.

Преимущества детского лото

  • Как показывает практика, дети в восторге от игры в лото, такой досуг дарит им положительные эмоции.
  • Игра со взрослым помогает установить эмоциональный контакт, улучшить или наладить отношения.
  • Детям игра в лото помогает научиться находить общий язык, подружиться . В дальнейшем этот опыт позволит ребенку быстрее адаптироваться в детском коллективе.

  • Детское лото увеличивает словарный запас, расширяет кругозор, развивает логическое мышление.

  • Игра в детское лото тренерует усидчивость, наблюдательность и внимательность.
  • Поскольку кому-то из детей все равно суждено проиграть, лото помогает выработать правильное отношение к неудаче. Взрослый должен правильно объяснить ребенку, что проигрыш неизбежен - таковы правила и суть игры.

Развивающее детское лото

Для деток постарше можно изготовить самодельное развивающее лото, в котором карточки соответствуют, например, профессии, а фишки - инструментам. Например: карточка - строитель, фишки - молоток, каска, кирпич, подъемный кран т.д. К цифрам можно подбирать картинки в соответствующем количестве, к заглавным буквам - строчные.

Еще одна идея для алфавита - к букве подбирать слово, которое начинается на эту букву (например, «К» - кошка).

Можно сделать лото-мозаику - искать и совмещать различные фрагменты картинок.

Детское лото - это простая, доступная, но вместе с тем уникальная игра. Она может многое дать вашему ребенку, а также станет приятным и полезным семейным досугом.

Подготовила Марьяна Чорновил

Немного подзабытая настольная игра лото с пузатыми бочонками и картонными карточками ранее была очень популярна. Скоротать время за игрой можно большой компанией. Правила игры не сложные, мозговой активности не требует. Для тех, кто желает вспомнить правила игры предлагаем прочитать несколько напоминаний.

Как играть в лото – инвентарь для игры

Для игры в лото вам понадобятся:

  • бочонки с цифрами – 90 шт.;
  • непрозрачный мешок для бочонков;
  • 24 карточки с рядами цифр;
  • неограниченное количество фишек, которые будут закрывать цифры на карточках.

Также позаботьтесь о веселой компании, для игры необходимо как минимум два человека. А вообще, чем больше, тем интересней.

Общие правила игры в лото

В самом начале определите ведущего. Можете это сделать путем голосования либо путем жеребьевки. Ведущему достается мешок с бочонками. Затем участникам (включая ведущего) раздайте по несколько карточек. Ведущий должен доставать из мешка бочонки и оглашать цифры, которые на них написаны. Обнаружив такую цифру у себя на карточке, игрок обязан ее закрыть с помощью фишки. Одинаковые цифры могут встречаться на нескольких карточках. Кто первым закрывает все цифры, тот и побеждает.


Варианты игры в лото

Для разнообразия существует несколько вариантов игры в лото.

  • Способ №1 – Наиболее распространенный способ игры. Каждому игроку выдается по одной карточке. Победил тот, кто первым закрыл все цифры на своей карточке.
  • Способ №2 – Это короткий способ игры. Раздается игрокам от одной до пяти карточек. Победителем является тот, кто первым полностью закрыл на любой карточке одну строку с цифрами.
  • Способ №3 – Каждому игроку следует раздать по три карточки. За получение карточек необходимо заплатить натуральной либо условной валютой (фантики, конфеты). Цель каждого – быстрее противника закрыть нижние строчки на всех своих карточках. Победитель забирает валюту. Если во время игры кто-либо из игроков закрыл верхнюю строку на карточке, то остальные обязаны удвоить ставки. Следовательно, победитель сорвет двойной куш.


Как играть в лото – специальная терминология

В игре существует определенная терминология, которая распространяется на некоторые цифры. Например, 11 – это барабанные палочки, 22 – уточки. Когда выпадает 25, то говорят «опять 25», если 44 – стулья, 69 – колобок туда-сюда.


Лото – игра с разными вариациями. На экранах телевизора можно увидеть азартную игру, где карточки покупаются за деньги, а победители выигрывают призы. Для детей разработано лото с цветными карточками и красочными рисунками. Но даже обыкновенное лото поможет скоротать время в дружеской обстановке, где главным призом выступит приятное общение и хорошее настроение.

Понравилась статья? Поделитесь ей